Статьи на актуальные темы

История о Петре и Февронии.

08.08.2011
Автор: Инна Суходольская

Два года назад в нашем государстве появился новый праздник, посвященный семье. Называется он Всероссийским Днем семьи, любви и верности. Отмечается 8 июля. Посвящен супружеской чете - Петру и Февронии Муромским.
Мы столкнулись с тем, что наши современники ничего не знают об этих замечательных людях, которые были супругами, святыми, ярчайшими личностями Святой Руси, и всей своей жизнью отразили ее духовные ценности и идеалы. Однако вряд ли найдется в России или за ее рубежами человек, который бы не мечтал встретить свою любовь, прожить с ней долгую и счастливую жизнь, умереть в один день и быть похороненным рядом. Эта история именно о такой любви.
А между тем это не сказка. История жизни святых, чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, много веков существовала в преданиях Муромской земли. Там где они жили, бережно сохраняются их честные мощи.
С течением лет подлинные события приобрели сказочные черты. В людской памяти они слились с притчами этого края. Сейчас исследователи спорят, о ком из исторических личностей написано это житие. Некоторые из них склоняются к тому, что это были князь Давид и его жена Евфросиния, в иночестве Петр и Феврония, скончавшиеся в 1228. Другие видят в них супругов Петра и Евфросинию, княживших в Муроме в XIV в.
Повествование о благоверных Петре и Февронии в XVI в. было записано священником Ермолаем Прегрешным (в иночестве Еразмом). Он был очень известным и талантливым литератором в эпоху Иоанна Грозного. И создал удивительно поэтичную повесть о мудрости и любви. Об этих дарах Святого Духа данных людям чистым сердцем и смиренным в Боге.
Преподобный Петр был младшим братом княжившего в г. Муроме благоверного князя Павла. Однажды в семье старшего брата случилась беда. По наваждению дьявола к его жене стал летать змей. Горестная женщина, уступившая демонской силе, обо всем рассказала мужу. Князь Павел приказал супруге выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель змею "суждена от Петрова плеча и Агрикова меча". Узнав об этом, князь Петр тотчас решился убить насильника, во всем положившись на помощь Божию. Вскоре по его молитве в храме открылось, где хранится Агриков меч. Князь Петр выследил змея и поразил его мечом. Но перед смертью змей успел обрызгать победителя своей ядовитой кровью. И тело князя вмиг покрылось струпьями и язвами.
Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Князь со смирением переносил мучения и во всем предался Богу. И Господь, откликнулся на его молитвы и направил его в рязанскую землю. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония. Она была дочерью древолаза и имела дар прозорливости и исцелений. После всех расспросов Феврония сказала слуге, что если князь будет чистосердечным и смиренным в словах своих, то она сможет его вылечить!
Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому. Он пообещал большую награду тому, кто сможет его вылечить. "Я хочу его вылечить, - просто сказала Феврония, - но награды от него не потребую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его".
И Петр пообещал жениться! Но в душе слукавил! Гордость княжеского рода помешала ему согласиться на этот брак. Девица Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане, а затем смазать закваской все струпы, кроме одного.
Благодатная девица имела мудрость и назначила такое лечение не случайно. Из Евангелия мы знаем о том, как Господь, исцеляя больных, через телесные недуги врачевал душу. Так и Феврония, зная, что болезни попускаются Богом во испытание человека и за грехи его, назначила лечение для тела, подразумевая духовный смысл.
Если мы рассмотрим каждый символ в этом образе, то увидим, что Баня, по Священному Писанию- это образ Крещения и очищения грехов. Закваске же Господь уподобил Царствие Небесное, которое наследуют души принявшие Крещение .
Поскольку Феврония видела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп, как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась. И князь снова вернулся к Февронии. Во второй раз он сдержал свое слово. "И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить долго и счастливо, ни в чем , не преступая Божии заповеди".
После смерти брата Петр стал княжить в городе. Бояре уважали своего князя. Но надменные боярские жены невзлюбили Февронию. Они не желали иметь правительницей над собой крестьянку и подучили своих мужей возводить всякие наветы на княгиню. Однажды, взбунтовавшиеся бояре, потеряв стыд, предложили Февронии, взять, что ей угодно, и уйти из города.
Княгиня ничего не пожелала взять, кроме своего супруга. Обрадованные бояре, каждый из которых втайне метил на княжье место, рассказали обо всем князю. Блаженный Петр, узнав о том, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства. И удалиться вместе с ней в изгнание.
Супруги плыли по реке на двух судах. Один из мужчин, который плыл со своей семьей вместе с Февронией, засмотрелся на княгиню. Святая жена сразу разгадала его помысел и мягко укорила. "Почерпни воду с одной и другой стороны лодки, - попросила княгиня. - Одинакова вода или одна слаще другой?" - "Одинакова", - отвечал тот. "Так и естество женское одинаково, - молвила Феврония. - Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?" Обличенный, смутился и покаялся в душе.
Вечером, когда они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег, Петр задумался о том, что теперь с ними будет? А Феврония, как мудрая и добрая жена, ласково утешала его: "Не скорби, княже, милостивый Бог, Творец и Заступник всех, никогда не оставит нас в беде!" В это время повар готовил ужин. Чтобы повесить котлы, он срубил два маленьких деревца. Когда окончилась трапеза, княгиня благословила эти обрубочки словами: "Да будут они утром большими деревьями". Все случилось по ее слову.
Этим чудом она хотела укрепить супруга, провидя судьбу их. Ведь если "для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет", то человек, который надеется и уповает на Бога, будет иметь благословение и в этой жизни, и в будущей.
Не успели они проснуться, как приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре перессорились из-за власти, пролили кровь. И теперь снова искали мира и спокойствия. Блаженные Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо. Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния. И умолили Бога, чтобы он позволил им умереть в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном для этого гробу с тонкой перегородкой посередине.
Они скончались в один день и час, каждый в своей келье. Однако, люди нарушили их волю, сочтя нечестивым хоронить монахов в одном гробу. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе в одном гробу около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, чтобы любой верующий человек обретал здесь щедрое духовное и телесное исцеление.
Это чудо указывает нам на то, что и души их в вечности неразлучны. И это возможно! И глядя на такой красивый пример их жизни, мы можем обращаться в своих молитвах к этим святым с просьбой, чтобы, что-то подобное происходило и с нами.
Можно задать вопрос: Почему именно эти святые избраны Церковью в качестве покровителей семейной жизни? Святые благоверные князья Петр и Феврония Муромские всей своей жизнью подтвердили слова Священного Писания: «… Крепка, как смерть, любовь»
Все было против их семейного союза. Разное социальное положение: он- князь, она- простая крестьянка. Человеческая вражда, болезнь князя Петра, действия лукавого, который всячески стремился помешать созданию этого союза. Эти святые дают нам пример того, как подлинная супружеская любовь, и подлинное устремление друг к другу в сочетании с благочестием и верностью Церкви приносят дивный плод в жизни человека. Когда уже ничто земное, никакие иные предпочтения, влияния, давления не могут нарушить крепости такой семьи.
                    
                         Память блгв. Петру и Февронии отмечается 25 июня/8 июля.