Статьи на актуальные темы

Поговорим о семейном счастье

13.08.2012
Автор: Инна Суходольская

Наши предки говорили: « Любовь да лад, ненадобен клад».
Здорово, не правда ли? Много ли сейчас существует семей с таким  «кладом»?

Проводя психологические консультации в  «Службе семьи», обратила внимание на удивившее меня заблуждение по отношению к семье и браку. Его часто можно встретить  в равной степени  и среди людей молодых и людей с опытом семейной жизни, верующих и  равнодушных к религии.
Главное заблуждение относительно семейной жизни заключается в том, что все ждут от  нее счастья как чего-то готового. Причем случиться это счастье непременно должно само собой, без каких-либо  трудов и усилий с нашей стороны.  «Но такого готового счастья, ни в каком роде и нигде нет на нашей земле: здесь все трудом добывается»,- писал  еще в начале XIX века Амвросий (Ключарев) архиепископ Харьковский. Ему вторит известная русская пословица: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
Мы  надеемся навсегда обеспечить  свое семейное счастье счастливым выбором партнера, взаимной склонностью, внешней привлекательностью, наличием связей и  материальных благ. И забываем  о том, что  внешняя привлекательность - товар исключительно скоропортящийся, связи и материальные  блага не бесконечны.
Часто мы не задумываемся о том, что в первое время супружества молодые, да и не очень молодые люди недостаточно хорошо знают  друг друга. Как не знают они и самих себя  в новом для них положении.
Изучить   образ мыслей, вкусы, склонности и привычки  друг друга возможно только находясь, настолько  близко друг к другу, насколько стоят супруги, и только длительно имея супружеские отношения.  Причем, к удивлению своему многие, в  своих избранниках и избранницах, вместе с достоинствами, которые в свое время привлекли их внимание и любовь обнаруживают и значительные недостатки.
И это обнаружение недостатков, неожиданных мыслей, желаний и требований иногда настолько поражают обоих супругов, что представляется им  необычайно опасным для их совместного счастья и доказывают ошибку, сделанную  ими в выборе. При дальнейшем обнаружении недостатков эта мысль  только  вызревает и подтверждается. А умножающиеся споры и размолвки, при недостаточном наблюдении за собой любимым и снисходительности друг к другу, принимаются за прямое доказательство того, что счастье улетает, что брак не удался. И что вместе жить просто невозможно и необходимо разойтись.
Между тем, правила христианской жизни требуют от обоих супругов  труда в построении семьи и благодарности Богу, за найденные друг в друге достоинства. И в то же время необходимости быть настороже и ждать обнаружения недостатков, как неизбежной принадлежности каждого человека.
И что же нам делать с обнаруженным? «... изучить их, отнестись к ним со всей снисходительностью, какой требует взаимная любовь, и приниматься с кротостью и терпением за исправление друг друга» - говорит  Амвросий (Ключарев) архиепископ Харьковский.
Ничего себе! Как это исправлять друг друга!?!  Ну, да, это мы можем!!!
А вы обратили внимание на то, что не просто исправлять другу друга, а со снисходительностью, любовью и кротостью. Просто каждый из нас является отражением другого человека. И ни один человек не дается нам напрасно. Как правило, черты, которые так вас раздражают в другом человеке, абсолютно точно присутствуют в вас. И это плохая новость!  А  хорошая заключается в том, что раз вы так раздражаетесь, то уже готовы от них избавиться.
Не так давно в программе «Дежурный по стране» из уст  Михаила Жванецкого услышала блестящую по краткости и остроумию фразу: «Все мои неприятности во мне! И им все равно, куда я перееду!» Это сказки, что мужья и жены даются нам для счастья, но для исправления нас самих и  разрешения тех родовых  и семейных проблем, которые мы получили в наследство от своих предков.
 Так стоит ли менять мужей и жен как перчатки!?!  Или  заняться собой?
Говорят:   «Душа человека по природе христианка...» Странные люди - эти христиане!?! Почему-то настроены они на единобрачие. Не одобряют физической близости до брака, более того считают это блудом , а не «развитием отношений» как мы часто можно услышать на консультации светского психолога. И в браке ратуют за крепкую семью и верность друг другу. Разве это нормально?
Все христианские таинства имеют глубокий символический смысл. Посмотрим значение некоторых из них. Например, при   Венчании молодые  пьют  до дна общую чашу, в которой вино смешано с водой. Вино означает радость совместной жизни, а вода (и ее больше) - общие горести, беды и боли.  
Светское бракосочетание подсмотрело этот обряд в христианских традициях и наполнило собственным смыслом. В процессе  пития шампанского из общей чаши в  ЗАГСе - пытаются угадать, кто же будет главенствовать в семье, а кто подчиняться. Есть в таинстве Венчания  еще один замечательный момент- это момент обмена обручальными кольцами. В древности люди часто не умели писать. Они могли  только удостоверить письмо или документ печатью. И решающую роль в этом случае играло  то кольцо, на котором была личная печать. Документ,  запечатленный этим кольцом, был неоспорим. Именно это кольцо и упоминается в службе обручения. Когда человек давал кольцо другому, это означало, что он доверяет ему безоговорочно все - свою жизнь, свою честь, свое имущество.
В  таинстве Венчания , венчающиеся, трижды обмениваются кольцами.  Каждый  из них сначала надевает кольцо и затем три раза передает его своему супругу, прежде чем оставит его  на своей руке. Они как бы говорят друг другу: «Я доверяю тебе во всем и себя тебе доверяю...» Такого обмена кольцами не может быть между людьми, которые совершают только условный брак или брак без намерения строить совместную жизнь от начала и до последнего дня, заранее составляя брачный контракт, словно изначально ожидая развода.
Так что же нет никакой надежды на семейное счастье? Надежда есть всегда!
«Розы будут лишь вначале пути, а терния (их не избежать ни одной семье) проявятся позднее. Но количество и болезненность будут зависеть от вашей мудрости, а главное — любви. Если ваши чувства входит апостольское определение понятия любви, то от счастья будет недалеко»- пишет архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
О каком апостольском определении любви говорит архимандрит Иоанн? Это тема совсем другого разговора! Оно принадлежит  святому апостолу Павлу , дано им в I в. н. э.
«...Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает....» (1Кор. 13, 4-8)


Все права защищены. Копирование материалов разрешается при обязательном указании авторства и ссылки на первоисточник.